Как и зачем вырезать листья (деревьев)

Не помню уже, как к этим заданиям отнеслись мои одноклассники, но меня буквально накрыло: всё лето я сидела в библиотеке, штудировала мощные научные тома, составляла таблицы и обшаривала  луга и поля — гербаризировала  всевозможные листья. Гербарий получился очень внушительный, а к сентябрю я уже без колебаний знала, что когда вырасту, буду учиться на ботаника. Вот так, случайное событие определило судьбу. Работать по специальности мне не довелось, однако полученные знания пригождаются, и вообще по жизни я люблю всё живое, а всё зеленеющее и цветущее — особенно. И, как могу, прививаю эту любовь своим ученикам.

Листья растений чрезвычайно интересны сами по себе, а уж для развития рук и глазомера детей, для  закрепления всевозможных навыков, они настоящий клад.  Просто вырезать листья деревьев, это лишь малая часть. Товарищи! Не проходите мимо множества других обучающих возможностей листьев.

1. Листья как правило симметричны. Нарисовать половины листьев и предложить ученикам дорисовать вторые. То есть от руки нарисовать эти заготовки, а не распечатать все одного формата. Замечу, что при общности форм, все эти половинки разные. Да, дети  рисуют и объясняют в чём отличие: «широкое сердечко», «узкое сердечко», «сердечко с ушками».   А тот вариант, где ось листа наклонена, имеет дополнительные усложнение для азарта, так сказать.

2. Дорисовать, разумно раскрасить. Не просто аккуратно, а в нужном направлении — как расположены боковые жилки листа. Хорошее упражнение: тренируются разные направления штриховки, причём ученики должны это направление выбрать  по здравом размышлении, и, разумеется, лучше всего с натуры. Рассматривание жилок настоящего листа лучше всего подскажет как штриховать.

Сами по себе они не так и увлекательны, особого «драйва» в раскрашивании-вырезании нет. Это уж дело  правильной мотивации, чтобы дети сами хотели всё это выполнять. Однако дорисовать пару сердцевидных листиков, вырезать тройчатый – хорошо, но мало. Для закрепления навыка надо это проделать много-много раз. Чтобы это не прискучило  мы будем разнообразить задания. Но в том и дело, что отрабатывается именно определённое действие, типа, согнуть-вырезать или скопировать по образцу. Поэтому надо варьировать образцы!

Чтобы ваши ученики не закисли и радостно бросались штриховать и вырезать листья надо, чтобы форма этих листьев была очень-очень разной. Не вопрос: вот вам три таблички с разнообразнейшими листьями: результаты моих ботанических изысканий. Всевозможных симметричных фигур для рисования хватит очень надолго.

Научные названия я подписала отчасти чтобы вспомнить былое, а отчасти для понтов: дети онемевают, когда я с умным-преумным видом сообщаю что «у папоротника дваждыперистосложный лист!», а у одуванчика-«струговидный». Да вот,  наши предки плавали на стругах и, видать, эти струги были похожи на лист одуванчика. На этом материале можно  нарисовать классный ковёр осенних листьев  или сделать аппликацию.

Если  мои читатели подскажут мне что я упустила или  предложат свои интересные варианты заданий на тему «Лист растения», то я  буду благодарна и дополню статью.

Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -«Изо» и «ручной труд» для детей по почте]

Комментарии



  1. Новикова Марина

    Проверка работы капчи

  2. Оксана

    Замечательно занятие! Полезно для развития пространственного мышления, логики, художественного вкуса … Спасибо!



  3. Handykids

    Спасибо! Слова одобрения всегда так воодушевляют.

  4. Юльчатка

    Умение рисовать листья пригодится всегда )) Ведь что ни растение, то куча листьев на нём. Спасибо!



  5. Handykids

    Согласна.Но поглядев на эти две скобочки после «всегда» я подумала:и зимой тоже.